терция
121Диатоника — (от греч. dia через, вдоль и tonos тон (целый тон), букв. идущая по тонам) семизвуковая система, все звуки к рой могут быть расположены по чистым квинтам. Такова, напр., последовательность интервалов в др. греч. диатонич. тетрахорде: е1… …
122Золотое сечение — в музыке обнаруживающаяся во мн. муз. произв. связь важных особенностей построения целого или его частей с т.н. золотым сечением. Понятие З. с. относится к области геометрии; З. с. называют деление отрезка на две части, при к ром… …
123Мелодия — (греч. melodia, от melos напев, песня и odn песня, пение) одноголосно выраженная музыкальная мысль (по И. В. Способину). В гомофонной музыке функция мелодии присуща обычно верхнему, ведущему голосу, тогда как второстепенные средние голоса …
124Невмы — (позднелат., ед. число neuma, от греч. Pneyuma дыхание). 1) Знаки нотного письма, применявшиеся в Европе в средние века, преим. в католич. пении (см. Григорианское пение). Н. помещались над словесным текстом и лишь напоминали… …
125Обращение аккорда — видоизменение аккорда посредством перемещения звуков, при к ром нижним тоном становится его терция, квинта или септима. Трезвучие имеет два обращения; 1 е, секстаккорд, образуется от переноса осн. тона (примы) на октаву вверх; 2 е,… …
126Пентатоника — (от греческого pente пять и тон) звуковая система, содержащая пять ступеней в пределах октавы. Существует 4 типа П.: бесполутоновая (или собственно П.); полутоновая; смешанная; темперированная. Бесполутоновая П. известна и под др …
127кегль — КЕГЛЬ, КЕГЕЛЬ, кегля; м. [нем. Kegel] Типогр. Размер типографской литеры (от верха до низа строки), определяемый числом пунктов. Десятый к. Восьмой к. * * * кегль (кегель) (полиграф.), размер шрифта, включающий высоту буквы (очка) и заплечики… …
128музыкальный строй — система отношений звуков по высоте. Тот или иной музыкальный строй характеризуется рядом чисел, каждое из которых показывает отношение частот колебаний верхних и нижних звуков интервала. Для одноголосной музыки ряда европейских народов типичен… …